Pogumax Designer
Лёгкая программа для создания проекционного дизайна в любых сферах деятельности
Весной мы часто бываем загружены заказами.
Оставьте заявку заранее →

Мы сможем забронировать для вас оборудование и спланировать работу специалистов.
Весной мы часто бываем загружены заказами.
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
статья

Как выбрать проектор?

Характеристики проекторов, которые нужно учитывать при создании проекционного дизайна или интерьерного светового шоу
В этой статье мы подробно поговорим о выборе проектора для проекционного дизайна, на чем он должен основываться, на какие вещи в первую очередь стоит обращать внимание. Прочитав данную статью, вы с большой долей вероятности сможете сами подобрать правильный проектор, не обращаясь к специалистам. Итак, начнем.

Условия для создания проекции

Самое интересное в выборе проектора то, что результат - качество изображения, его
контрастность, яркость, цветность - зависят не столько от самого проектора, сколько от внешних условий.

Самые главные условия – это внешняя освещенность и цвет проецируемой поверхности. Каким бы ярким ни был проектор, при свете солнца мы не увидим его луча, а в ярко освещенном помещении картинка не будет соответствовать нашим ожиданиям.

Свет от проектора – это такой же свет лампы, как и от любого другого источника. Если в помещении или на улице имеется источник света более яркий, чем свет проектора, он будет его перебивать.

Поэтому в первую очередь для создания качественной проекции нужно создать достаточный уровень затемненности, исключить источники яркого света, такие как внешнее уличное освещение и офисный свет.
Неподходящее освещение:
Подходящее освещение:
Далее - цвет поверхности. То изображение, которые мы видим на проецируемой поверхности, будь то стена внутри помещения, здание на котором создается архитектурный 3д мэппинг или экран в офисе - это отраженный свет. Чем более светлая поверхность проекции, тем больше света она отражает, а это значит, яркость изображения будет большей.

Надо понимать, что зачастую внешние условия для проекционного дизайна не идеальны, мы не в кинотеатре, где создается полная темнота и ничего не перебивает света проектора. Как правило, в кафе, ресторанах, дома или в учреждениях проекционный дизайн является дополнительным декором. Это означает, что помимо просмотра проекций, мы должны иметь возможность вести нормальную жизнедеятельность: ходить, есть, пить, танцевать, к примеру и т.д. Согласитесь, что в полной темноте сложно это делать. Поэтому в помещениях с проекционным дизайном всегда будет доля внешнего освещения.

При выборе проецируемой поверхности следует отдавать предпочтение светлым тонам, т.к. у них наибольшая отражающая способность. При выводе проекции на темную поверхность большая часть яркости изображения будет теряться.

Что делать, если поверхность для проекции имеет цвет отличный от белого? Здесь есть много нюансов. Опираться в таком случае следует на освещенность. В полной темноте, когда нет паразитной засветки, спроецировать картинку можно и на темные поверхности. При наличии внешней засветки изображение лучше не проецировать на темные или цветные поверхности ярких насыщенных оттенков.

Если цвет стены имеет пастельные тона, то она будет смотреться вполне достойно. При этом стена может быть даже цветная, бежевого, зеленого или другого оттенка. При попадании на такую поверхность цвет изображения искажается, но проекторы имеют функцию коррекции цветов в зависимости от цвета экрана. Таким образом, важно, чтобы поверхность стены была светлая, а цвет стены большого значения не имеет.
Примеры подходящих стен:
Отдельно стоит сказать о пестрых стенах. Бывают, например, обои с узорами или мелким рисунком. На них изображение будет смотреться неоднородно. Проецировать на такие поверхности можно, к примеру, абстракции. Для таких изображений не принципиальна однородность поверхности, т.к. сами проецируемые объекты не имеют однородности. Иногда это может смотреться оригинально, а иногда как «каша». Если мы хотим проецировать какое-то конкретное изображение (например, пейзаж, животных, или подводный мир), то лучше для этого выбрать максимально однотонную поверхность, в противном случае однородность картинки будет нарушена.

Итак, мы разобрались с внешними условиями, можно перейти непосредственно к выбору проектора по его характеристикам.

Характеристики проекторов

Выделим несколько важных параметров, на которые следует обратить внимание при выборе проектора для проекционного дизайна:

1. Световой поток (яркость)

Световой поток – один из важных параметров. Яркость создаваемого изображения должна быть больше яркости внешнего освещения, только при соблюдении этого условия мы сможем получить изображение. Чем больше яркость, тем более контрастное изображение мы получим. Но, к сожалению, чем больше яркость проектора, тем больше его цена. Причем растет она не пропорционально, а экспоненциально. Это значит, что величина светового потока между двумя проекторами может отличаться в 2 раза, а цена более яркого проектора может быть больше в 10 раз.

Световой поток измеряется в люменах. Каждый проектор имеет некое значение светового потока, например 500 люмен, 3000 люмен, 10000 люмен. Но как понять, какое значение яркости нужно?

Здесь нужно понимать, что данный световой поток проектора светит на некую поверхность и тем самым распределяется на некую площадь.

К примеру, размер изображения у нас 2х1,5 метра. А световой поток проектора составляет 3000 люмен. Это означает, что этот световой поток будет распределяться на эту площадь, которая составляет 3 кв.м.

В свою очередь каждый квадратный метр этой площади будет освещаться определенным
количеством света проектора. Отношение величины светового потока к площади называется освещенностью и измеряется в люксах (Лк).

В нашем случае нужно поделить наш световой поток 3000 люмен на площадь 3 кв.м.

Таким образом, получаем 3000/3=1000 Лк. Это означает, что освещенность данного участка у нас равна 1000 Лк.

Как понять сколько это? Для примера можно привести освещенность офисного помещения или школьного класса. По нормам она должны быть около 300 Лк для комфортной работы человека. Таким образом, если вы когда-то бывали в офисе или школе, то будете иметь представление, сколько это.

Соответственно, на основании этих цифр мы можем предположить, что изображение,
создаваемое проектором в офисном помещении при освещенности 300 Лк на площадь 3 кв.м., мы увидим, т.к. эта освещенность больше освещенности в помещении. И хотя контрастность такого изображение будет не очень большая, разобрать, к примеру, текст на экране или какое-либо изображение мы сможем. Для справки: контрастность – это отношение между самым ярким участком изображения и самым темным. В нашем случае освещенность яркого участка 1000 Лк, темного 300 Лк. Если предположить, что проектор стоит в полной темноте, тогда освещенность темного участка (теоритически) – 0, хотя в реальности этого не возможно достичь, так как темные участки проекции будут засвечиваться соседними белыми участками.

С этим разобрались. Теперь возьмем так же проектор 3000 люмен, и сделаем изображение
большего размера – к примеру, 4х2,5 метра. Таким образом, площадь изображения будет уже 10 кв.м. В данном случае наши 3000 люмен будет распределяться на данную площадь. Поделив световой поток на площадь, снова получаем освещенность.

3000/10=300 Лк.

Таким образом, видно, что в данном случае освещенность стала намного меньше, чем в первом случае. И уже данное изображение при ярком офисном освещении мы не увидим, т.к. нет никакой контрастности.

Что же делать в таком случае? Затемнять!

Единственный выход в данной ситуации убрать часть внешнего освещения. Поэтому для
проекционного дизайна рекомендуется создавать затемнение, и именно поэтому прежде чем выбрать проектор, мы коснулись внешних условий вначале статьи. Следует так же отметить, что при расчете данных цифр мы не учитывали цвет поверхности. Предполагалось, что цвет поверхности белый. Темный цвет поверхности будет уменьшать освещенность нашей картинки.
Рекомендации выбора проекторы по яркости:

Еще раз скажем, что зачастую проекторы для проекционного дизайна работают в неидеальных
условиях, т.е. при наличии внешнего освещения. На сегодняшний день в освещенных помещениях
рекомендуется использовать проекторы не менее 3000 люмен. Проекторы данного сегмента
имеют посильную цену и достаточный световой поток для создания качественного изображения.

2. Разрешение

Переходим ко второму параметру наших проекторов – это разрешение. Разрешение – это количество пикселей на единицу площади. Все изображение в современных цифровых
устройствах: телефонах, телевизорах, проекторах состоят из маленьких неделимых частичек, которые создают определенный цвет, яркость, прозрачность изображения. Из скопления этих частиц формируется целостная картинка, как вышивка из крестиков, только более детальная.

Чем больше пикселей на единицу площади мы имеем, тем более детальная и более четкая
картинка у нас получится. Исходя из этого, чем больше разрешение, тем лучше.

Большинство используемых проекторов имеют стандартные разрешения:

1. 800х600
2. 1024х768
3. 1280х800
4. 1920х1080
5. 1920х1200

Помимо того, что проекторы обладают определенным количеством точек по вертикали и
горизонтали, они имеют определенные стандартные соотношения сторон. То есть горизонтальная сторона имеет определенную длину по отношению к вертикальной.

Для сравнения приведем рисунок, на котором показано, как отличается соотношение сторон разных проекторов, при одной и той же высоте экрана:
Как видно из рисунка, проекторы справа создают более широкоформатное изображение.
Это стоит учитывать, т.к. проекцию можно создавать на объекты разной формы. Например, часть стены, на которую мы хотим спроецировать картинку, может иметь квадратную форму. Исходя из этой формы, и проектор нужно подбирать с изображением приближенным к нему – то есть формат 4:3.

Если же мы хотим создать как можно более широкую картинку, лучше подбирать проектор с соотношением сторон 16:9.

В таблице покажем, как соотношение сторон соотноситься с разрешением:
Стоит обратить внимание на то, что форматы изображения можно регулировать в самом проекторе. Например, на проекторе 1280х800 можно поставить формат картинки 4х3. Тогда часть пикселей по краям задействоваться не будет. Но такой режим работы для проектора не очень полезен, так как пиксели со временем выгорают, и когда мы решим снова включить родной формат проектора, можно обнаружить что изображение в центре будет отличаться от изображения по краям.

Рекомендуется изначально подбирать формат изображения приближенный к форме картинки, для того, чтобы по возможности задействовать экран проектора целиком.

На этом краткий обзор второго параметры при выборе проектор мы учли. Переходим к
следующему.

3. Отношение расстояния к размеру изображения

Третий параметр - отношение расстояния к размеру изображения, иногда его называют проекционным коэффициентом. Этот параметр не так очевиден, как первые два, но не менее важен.

Для начала разберем еще одно понятие: проекционное расстояние. Проекционное расстояние – это расстояние от объектива проектора до экрана.

В чем же важность этого параметра?

Казалось бы, ничего хитрого: поставил проектор в произвольное место, получил изображение. Но не всегда всё так очевидно. Как правило, мы имеем представление о том, что именно мы хотим «засветить», будь то экран, стена, или свадебный торт, на который мы хотим сделать 3д маппинг. Все эти предметы имеют разный размер. Но как же понять, на каком расстоянии ставить проектор? Что делать, если мы ограничены в пространстве? И вообще разве есть разница, каким проектором это все «засвечивать»?

Теоретически для проекционного дизайна подходит любой проектор. И когда люди спрашивают, подойдет ли наш проектор, мы именно так и отвечаем. Но когда дело касается реальных условий, то может оказаться, что далеко не любой проектор может выполнить требуемую задачу.

Так в чем же все-таки отличия этих проекторов, и как в выборе проекторов поможет знание отношения расстояния к размеру изображения? Итак, по-порядку.

У нас имеется два параметра - это размер экрана и проекционное расстояния.

Собственно говоря, отношение этих двух параметров есть определенный коэффициент, который так и называется отношение расстояния к размеру изображения.

Зная этот коэффициент и ширину экрана, мы можем посчитать, на каком расстоянии ставить проектор. Для этого нужно эти два параметра перемножить.

Пример: экран шириной 2 метра, проекционный коэффициент равен 1,5.

Производим вычисление: 2*1,5=3 м

Таким образом, мы понимаем, что проектор нужно разместить на расстоянии 3 метра от стены,
чтобы получить картинку 2 метра шириной.
Знать это расстояние важно, ведь хорошо, когда ограничений по расстоянию нет, и мы можем проектор повесить, где угодно. А если это не так, что делать тогда? Тогда нужно подбирать именно такой проектор, который подойдет именно под это помещение.

Благо производители проекторов заранее это предусмотрели и заботливо производят проекторы с различным проекционным коэффициентом, поэтому путем несложных математических вычислений мы можем понять, какая именно модель проектора нам нужна.

По проекционному коэффициенту проекторы условно делят на несколько групп:

  • Ультракороткофокусные (проекционный коэффициент 0,2-0,5)
  • Короткофокусные (0,5-1)
  • Среднефокусные (1-1,5)
  • Длиннофокусные (1,5 -2,5)

Как видно, у нас есть довольно широкий выбор проекторов почти на все случаи жизни. Снова приведем пример и рассчитаем для каждого проектора то расстояние, на которое его надо вешать, что бы получить ширину экрана 2 метра.

Ультракороткофокусный: 2*0,25=0,5 м
Короткофокусный: 2*0,5=1 м
Среднефокусный: 2*1=2 м
Длиннофокусный 2*2=4 м

Согласитесь, что очень неплохо иметь такие широкие возможности выбора установки проектора. Особенно учитывая, сколько различных помещений, планировок, и в целом ситуаций может возникнуть при установке проектора.

Разберем несколько примеров для наглядности.

  1. Ограниченное пространство, маленькое помещение
  2. Невозможность подвесить проектор на потолок
  3. Возможность подвесить проектор только на определенном расстоянии

Разберем эти три примера:

1. В нашей практике часто встречаются небольшие помещение под сенсорные комнаты. Когда размеры комнаты, к примеру, 4х3 метра. При этом желательно засвечивать всю стену, иначе эффекта от проекционного дизайна будет мало, точнее вообще никакого.

Таким образом, нужен проектор, способный засветить изображение шириной 4 метра, при этом расстояние до противоположное стены у нас 3 метра. Если, к примеру, взять длиннофокусный проектор, тогда с расстояния 3 метра от стены он сделает изображение шириной 1,5-2 метра, что в нашем случае не то, что мы планируем получить.

Для малых помещений проектор нужно подбирать короткофокусный. К примеру с проекционным отношением 0,5:1. Такой проектор сделает картинку 4 метра шириной с расстояния 2 метра от стены.

Если нет возможности крепить его под потолок, а только на стену, тогда проекционное отношение нужно другое. Для того чтобы посчитать, каким оно должно быть, нужно расстояние разделить на ширину картинки. Считаем:

3/4=0,75

Подбираем проектор, который в своем диапазоне имеет такое значение проекционного
отношения, и получаем необходимую картинку.
2. Второй случай, когда на потолок невозможно подвесить проектор. К примеру, он натяжной. В таком случае проектор можно поставить на что-либо или закрепить на стену. Если проектор можно поставить в любое место так, чтобы его не перекрывали, и не сбили дети, например, то нет проблем. Но в реальных условиях обычно желательно его закрепить (и повыше), например, на противоположной стене. Таким образом, здесь, как и в предыдущем случае, нужно измерить расстояние, посчитать проекционный коэффициент и подобрать подходящий проектор.

Если проектор используется не для проекционного дизайна, а, например, для проекции не небольшой экран, тогда можно использовать ультракороткофокусные проектор и крепить его на ту же стену, на которой будет располагаться изображение.

Минус в том, что для проекционного дизайна этот вариант не совсем подходит.

3. Третий вариант, когда проектор крепится только на определенном расстоянии.

Пример: натяжной потолок и балка посредине помещения. Порядок действий аналогичен.

Находим расстояния. Делим расстояние на ширину. Находим проектор, который создает нужную картинку.

Пример: требуется создать изображение 4 метра шириной с расстояния 6 метров от стены.

Делим: 6/4=1,5

Подбираем проектор, у которого имеется значение этого проекционного коэффициента в
характеристиках.

На этом разбор третьего параметра закончен, переходим к последнему.

4. Максимальный размер изображения по диагонали

Тут тоже не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. При использовании проекторов для создания проекционного дизайна мы обычно охватываем довольно большие площади. Если изображение необходимо вывести на небольшой экран (размером 1,5х1 м), с этим справится любой проектор. Но когда речь идет об изображение размером 4х3 метра, здесь мы с сожалением обнаруживаем, что не все проекторы способны на такие подвиги.

В частности это касается ультракороткофокусных проекторов. Особенности оптической системы не позволяют ставить их на большие расстояния и делать большой размер изображения. Если не соблюдать требования, указанные в технических характеристиках, мы получим расфокусированное изображение, размытое.

Некоторые короткофокусные проекторы так же не всегда могут делать большие изображения. Поэтому стоит обращать на это внимание. Проектор может подходить по всем вышеперечисленным параметрам, но не делать картинку большого размера. В итоге есть риск не получить требуемого качества изображение.

Заключение

На этом обзор характеристик для выбора проектора окончен. Если остались вопросы, вы можете написать нам в чат или позвонить на горячую линию.

Дополнительные рекомендации:

1. Не покупайте проекторы китайских брендов на Алиэкспрессе или похожих сайтах. Все
вышеописанное относится только к брендовым проекторам. Приобретая китайский
проектор, вы рискуете не получить заявленное качество изображения. Характеристики в
них зачастую завышены, а качество изготовления самих проекторов оставляет желать
лучшего.
2. Если вы не уверены в выборе проектора – обратитесь к специалистам. Лучше
перестраховаться и узнать необходимую информацию перед покупкой, чем
разочароваться, потратив деньги и не получив нужный результат. Данная статья призвана
лишь дать общее представление о выборе проектора, если ранее вы не интересовались
этим вопросом.
3. Для того, что бы легко посчитать размер изображения, пользуйтесь проекционными
калькуляторами. Найти их можно в поисковике и зачастую они имеются на сайте
производителя проектора. Для просчета проекционного расстояния нужно просто указать
модель проектора.
Александр Витхин,
технический специалист POGUMAX
Error get alias

Стоимость программы ПОГУМАКС Дизайнер

POGUMAX Designer

Создавайте видеопроекции в интерьере всего за 15 минут без специальных технических навыков
Базовый пакет
Наиболее бюджетный старт в сфере проекционного дизайна
59 700
500 анимаций + Giphy
Добавление своего контента
Обучающие видеоуроки
Тех. поддержка и гарантия
Расширенный пакет
Год обновлений и вдвое большее количество анимаций
89 700
1000 анимаций + Giphy
Добавление своего контента
Обучающие видеоуроки
Тех. поддержка и гарантия
1 год обновлений
Пакет Х
Ещё больше анимаций. 10 лет обновлений и онлайн-обучение
119 700
1200 анимаций + Giphy
Добавление своего контента
Обучающие видеоуроки
Тех. поддержка и гарантия
10 лет обновлений
Лучший выбор
Онлайн-обучение
Безлимитный пакет
Индивидуальная помощь в подготовке. Обновления навсегда.
169 700
1300 анимаций + Giphy
Добавление своего контента
Обучающие видеоуроки
Тех. поддержка и гарантия
Обновления навсегда
Онлайн-обучение
Помощь в подготовке проекта
Цены указаны на лицензии при использовании с одним проектором. Для использования потребуется проектор и ноутбук/компьютер.
Error get alias
Error get alias
Error get alias
Error get alias
Error get alias
Каждый комплект включает в себя всё, что необходимо для лёгкого старта в сфере создания проекций.
Начальный
165 100
Проектор предназначен для проекции на стену шириной до 4-5 метров в условиях приглушённого освещения. Читать статью >

У нас также есть готовые комплекты на несколько стен для мультипроекторного использования (до 8 проекторов в комплекте).

Готовые проекционные комплекты на одну стену

245 800 ₽
с ноутбуком
HD-проектор 3500 lm
Можно купить с ноутбуком
Базовый пакет
POGUMAX Designer
500 анимаций + Giphy
Добавление своего контента
Обучающие видеоуроки
Тех. поддержка и гарантия
Стандартный
195 100
275 800 ₽
с ноутбуком
HD-проектор 3500 lm
Можно купить с ноутбуком
Расширенный пакет
POGUMAX Designer
1000 анимаций + Giphy
Добавление своего контента
Обучающие видеоуроки
Тех. поддержка и гарантия
1 год обновлений
ВАУ-эффект
225 100
305 800 ₽
с ноутбуком
HD-проектор 3500 lm
Можно купить с ноутбуком
Пакет Х
POGUMAX Designer
1200 анимаций + Giphy
Добавление своего контента
Обучающие видеоуроки
Тех. поддержка и гарантия
1 год обновлений
Онлайн-обучение
Максимальный
275 100
355 800 ₽
с ноутбуком
HD-проектор 3500 lm
Можно купить с ноутбуком
Безлимитный пакет
POGUMAX Designer
1300 анимаций + Giphy
Добавление своего контента
Обучающие видеоуроки
Тех. поддержка и гарантия
1 год обновлений
Онлайн-обучение
Лучший выбор
Помощь в подготовке проекта
Цены на проекционные комплекты
Если необходимо, мы подберём для вас проектор и ноутбук, которые позволят создать идеальное оформление в вашем интерьере.